На диване: Амадей/Amadeus (США, 1984). Режиссер Милош Форман. В ролях: Ф. Мюррей Абрахам, Том Халс.

На церемонии вручения «Оскара» в 1985 году награду лучшему фильму объявлял Лоуренс Оливье. Он был так взволнован, что даже не перечислил всех номинантов, просто сказав: «Это «Амадей».

Восемь статуэток собрала картина: их получили фильм, режиссер,
главная роль, сценарий, костюмы, декорации, грим, звук.
В копилке «Амадея» еще 32 кинонаграды.

Amadeus-5

Последним смеется Бог

Доказано: Сальери не убивал Моцарта. Но выдуманная Пушкиным «маленькая трагедия» прочно поселилась в головах как официальная версия истории. Под ее впечатлением в 1979‑м году Питер Шеффер написал пьесу, которая легла в основу фильма «Амадей». После ее выхода Миланская консерватория даже инициировала процесс над Сальери, но в итоге его оправдала. Для тех, кто не в курсе, необходимо добавить, что Сальери был не посредственным, а весьма заслуженным музыкантом — например, его ученики Бетховен и Шуберт посвящали Сальери свои произведения.

«Амадей», по признанию его создателей, — «фантазия, основанная на фактах». Авторы дистанцировались от пушкинской трактовки, рассказав историю со слов Сальери, доживающего свой век в клинике для душевнобольных. Противостоящими противоположностями в картине являются не гений и злодейство в лице Моцарта и Сальери. «Амадей» — это гимн божественной свободе и раскрепощенности творчества, которой противостоят догматическая подчиненность регламентированным порядкам и рассчитанная до мельчайших долей придворная музыка XVIII-го века. Линия Сальери в формановском изложении — это противостояние с Господом, который дал композитору желание блистать, но не дал реализовать его.

Моцарт в картине представлен малоприятным типом — хвастливым, вульгарным, инфантильным и сладострастным мальчишкой, который крайне резко и пронзительно смеется. Зато гениальную музыку сочиняет походя. Ведущий композитор при дворе императора, маститый маэстро Сальери воспринимает это как высочайшую несправедливость. Он не может понять, почему Всевышний не отметил его, прилежного до одержимости. Главный герой «Амадея» на самом деле — Сальери.

Он решает, что Бог специально создает прекрасную музыку через Моцарта, чтобы посмеяться над посредственностью Сальери. Объявляет себя врагом Господа и решает отомстить ему, уничтожив Моцарта. Притворяясь другом, Антонио делает все, чтобы разрушить репутацию Амадея, пользуясь его легкомысленностью. Молодой гений теряет здоровье, семью, репутацию, деньги, но музыка по‑прежнему превосходна. Тогда Сальери является к нему в образе Черного человека, заказывает реквием, планируя убить Моцарта, а музыку выдать за свою.

Моцарт умирает, но реквием украсть не удается. Гения хоронят в безымянной братской могиле. Через года, пребывая в сумасшедшем доме, Сальери утверждает, что это Бог убил Моцарта, чтобы не дать украсть его музыку, и объявляет себя покровителем всех посредственностей. На последних секундах фильма звучит раздражающий смех Моцарта — Бог смеется последним.

В противовес далекой от реальности легенде об отравлении, исторический фон «Амадея» выписан досконально точно. Роль Вены сыграл родной город Формана — Прага. Ее лик почти не изменился за прошедшие столетия, и съемкам не мешали асфальт, антенны и провода. Все в фильме выглядит так, как было во времена Моцарта — костюмы, интерьеры, балетные па и похоронные дроги. А премьера оперы Моцарта «Дон Жуан» снята в том самом театре, где в XVIII-м веке впервые представил ее автор.

*В тексте выражена точка зрения автора статьи Арины Галашовой. Точка зрения автора может не совпадать с мнением читателей.

16+

Текст: Арина Галашова